Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад №1" "Синяя птица"

Адрес140090, Московская область, Дзержинский, Спортивная, д.10-А

Контакты администрации
Loading...

ЗАКОНЫ И ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА

С наступлением XXI века во всём мире проблема правового воспитания стоит особенно остро. Так как современная социально-экономическая ситуация особенно остро отражается на детях.

Россия встала на путь становления правового государства, (и своей правовой культурой на данный момент не может похвастаться), а в цивилизованном демократичном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей. Поэтому работники образования должны сами обладать правовой и педагогической культурой и внести свою лепту в педагогическую компетентность родителей, в результате которых взрослые и дети должны осознать, что каждый человек имеет права и обязанности.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях. Можно выделить 4 уровня.

 

1 уровень – Международный.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (принятая ООН в 1959г.)

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989г.)

На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание; на развитие; на защиту; на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Особо следует отметить выдвинутые Конвенцией требования к образовательным процессам. Образование согласно требованиям Конвенции должно быть направлено:

  • на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;
  • подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;
  • воспитание уважения к окружающей природе.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принятая 30 сентября 2000г.)

Данный документ призывает государства принять на себя обязательства по обеспечению каждого ребенка лучшим будущим.


2 уровень – Федеральный.

К нормативно-правовым документам РФ относятся:

Конституция РФ

С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:

  • право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством;
  • на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29, где говорится о том, что "каждому гарантируется свобода мысли и слова";
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41;
  • на воспитание в семье. Каждый маленький гражданин имеет возможность получить защиту со стороны родителей и их заботливое отношение. Об этом гласит ст. 54, п. 2;
  • на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе;
  • на жилище. Ст. 40 п. 1 предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова;
  • право собственности и наследования. Пунктами 1-4 ст. 35 Конституции указано, что владеть имуществом может любой гражданин РФ вне зависимости от возраста. Кроме этого, все имеют право получать наследство. В некоторых случаях доля по наследству является обязательной для ребенка.

Гражданский кодекс РФ.

Ребенок с рождения может быть собственником какого-то имущества. Даже годовалому ребенку по наследству от бабушки может перейти, например, домик в деревни или садовый участок. Однако, право на самостоятельное распоряжение этим имуществом запрещено. Пока ребенку еще не исполнилось 6 лет, все сделки без исключения за него совершают его законные представители.

Семейный Кодекс РФ.

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Уголовный Кодекс РФ.

Предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).


3 уровень – законодательные акты РФ

Федеральный закон «Об образовании»

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). В ст. 18 указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключить пренебрежительное, жесткое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят 12 сентября 2008 г.).

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», принят этот ФЗ. Он выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Федеральная президентская программа «Дети России» (Утверждена указом президента 18.08.2004г.).

В состав входят целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети сироты», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Планирование семьи».

Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (опубликовано 24 сентября 2008 г.)

Подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 " (22 июля 2010 г.).

В данном документе обозначены гигиенических требованиях к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

 4 уровень – нормативные документы ДОО

  • Устав образовательного учреждения.
  • Положение о родительском собрании.
  • Положение об уполномоченном по защите прав ребенка.

 

Дата публикации — 10.07.2020